Игра Го в Тибете.
Практика и традиция
внутри Буддизма и Бон.

 

Навигация
Оглавление. Оглавление.
Алфавитный указатель.
Список тем.
Список статей.
Список тем по алфавиту.
Поиск по заголовкам.
Следующая статья.
Предыдущая статья.
К теме:
Бон.
Буддизм.
Версии.
Власть.
Время.
Гелугпа.
Генералы.
Далай лама.
Желтые шапки.
Игра.
Игра Го.
Играть.
Игроки.
Игры.
Информаторы.
Истории.
История Го.
Ламы.
Монголия.
Монголы.
Приметы.
Тибет.
Тибетское Го.
Тибетцы.

11) ТРИ ИГРЫ ЗА ВЛАСТЬ НАД ТИБЕТОМ.

 

11) В конце 1600-ых как говорится в статье Файрбайрна, три игры возможно были сыграны между Тибетским ламой Гелугпа ("Желтая шапка") и Монгольским генералом.

Есть другая история, о том как после того как династия Гтсанг воцарилась в Тибете в первый раз в 17-ом веке и пыталась подавить Буддизм, пятый далай-лама заключил секретный пакт в 1641-ом с Монгольским генералом Гу-шри Ханом, лидером племени Кошрут, в результате которого, Гу-шри прогнал Гтсанг. Но Монголы решили остаться в Тибете под властью преемника Гу-шри, Лха-бзанг Хана, Лха-бзанг при этом был королём, а Далай-Лама правителем. Договоренность работала и поддерживалась в мирное время, но когда Лама умер в 1679, его доверенный слуга Сангс-ргйас ргйамтшо скрыл этот факт пока он искал новую реинкарнацию Далай-Ламы (душа умершего должна была переместиться в тело ребенка) и назначил себя министром-регентом именем Ламы. Отношения с Лха-бзангом стали напряженными, но так как они оба поддерживались сильными военными группировками, они в конечном счете решили публично сыграть три партии в Го для того чтобы определить кто будет властвовать в Тибете. Лха-бзанг Хан победил, а после убил Санг-ргйас ргйамтшо в 1705.

Очень суеверные тибетцы поверили тогда, что Го приносит несчастье, и большинство перестали играть в Го, хотя оно осталось популярно у аристократов. Это было их обычаем, во время фестиваля "Игры в Саду" на 15-ый день четвертого месяца тибетского календаря, приглашать друзей в их декоративный сад, там есть, петь, плясать и играть в игры - при этом игра в Го считалась самой важной.

Файрбайрн добавляет:

 

Я не мог найти подтверждения этому в английской версии Тибетской истории. Самая научная версия истории Китая и Тибета в начале восемнадцатого века, из тех, что я знаю, написана Л. Петехом, в Монографии дю Тоунг Пао 1 том (Е. Г. Брилл, Лейден 1972), стр. 8ff. Хотя эта версия не исключает анекдотическую версию, описанную выше, она делает ее мало вероятной - хотя, очевидно, было огромное собрание священников с обеих сторон. Я представляю, что она попадает в категорию историй вроде той, в которой Сир Френсис Дрейк, вероятно, закончил свою игру в кегли, перед тем как отправиться в плавание, чтобы уничтожить Испанскую Армаду. (Примечание 6.)

 

Мои информаторы говорят, что история не записана в Тибетских источниках и что они могли не играть за "гегемонию" потому что тибетец был убит позднее. Если бы история была правдой, это могло бы усилить, в конечном счете, преобладающее осуждение игры в Го "Желтыми шапками" (и Буддистами), но мои информаторы сказали, что осуждение игры было вероятно из-за боязни проиграть посторонним (т.е., представителям конкурирующей с буддизмом религии Бон, прим. Малютина Д.В.), а не "приметы". Этот и другие вопросы из этого отрывка будут обсуждены более детально ниже.


Оглавление раздела. К соседним статьям:
12) 16-ТИ СТРАНИЧНЫЙ МАНУСКРИПТ 19-ГО ВЕКА О ГО. |>
<| 10) ЧЕТЫРЕ ИГРОКА В ВЕЙ ЧИ ИЗ ЛХАСЫ.

Проект клуба культуры Го "Территория", создан при участии Поваляева М., Малютина Д.В., Калинковицкого В.
При использовании любых материалов с сайта, активная ссылка на Игра Го в Тибете обязательна.