Игра Го в Тибете.
Практика и традиция
внутри Буддизма и Бон.

 

Навигация
Оглавление. Оглавление.
Алфавитный указатель.
Список тем.
Список статей.
Список тем по алфавиту.
Поиск по заголовкам.
Следующая статья.
Предыдущая статья.
К теме:
Белые.
Бон.
Будда.
Буддизм.
Быки.
Гадания.
Горы.
Группы.
Династии.
Доска для Го.
Доски.
Запись.
Игра Го.
Игроки.
Игры.
Изображение.
Индия.
Информаторы.
Исследование.
Календари.
Камни.
Китай.
Китайцы.
Лхаса.
Монголия.
Монголы.
Названия.
Очки.
Пересечения.
Позиции.
Правила Го.
Приметы.
Принц.
Противники.
Размеры.
Рассказ.
Сикким.
Системы.
Соревнования.
Статус.
Статьи.
Стороны.
Страны.
Территории.
Тибет.
Тибетское Го.
Тибетцы.
Точки.
Традиции.
Углы.
Уничтожение.
Формы.
Фото.
Фотография.
Черные.
Шамбала.
Шангрила.
Япония.

ПРАВИЛА ТИБЕТСКОГО ВАРИАНТА ИГРЫ ГО

 

Ян утверждает, что часть свидетельства того что Тибетское Го не зародилось в Китае, в том что терминология совершенно другая и есть особенность в знаменитом правиле захвата группы. Ты должен ждать один ход, перед тем как уничтожить любую одноглазую группу, или перед ходом в котором камень, или несколько захватываются. (Здесь говориться о том, что "правило ко" распространяется на все позиции, в которых снимаются собственные камни с поля. На место только что снятых противником камней можно ставить свой камень только через ход. Прим. Малютина Д.В.) При некоторых условиях, при захвате одного камня, есть интересная перефразировка "правила ко", которая обычно звучит так: "невозможно полное повторение позиции на доске". Возможно, этот элемент милосердия является поздним Буддистским добавлением, так как сложно представить, что последователи Бон заботились об этом, - они использовали доску вей чи для "гадания", чтобы "уничтожить плохие вещи" вообще, и для создания заклинаний и распространения "погибели", чтобы исполнить это в реальности.

Еще одно важное отличие между Тибетским и Китайским Го заключается в начале игры, когда доска автоматически разделяется на территории влияния двенадцатью большими черными и белыми камнями называемыми "Бо", что означает что-то вроде "чучела" или "защитник (твоих полей)". Центр конг - "пустой" или "принадлежащий всем" и центральная точка обычно отмечается Ваджрой (Буддистский символ неожиданного просветления и молнии.) (Примечание 7.)

Меньшие камни называются "Диу" - маленькие твердые камни, или фактически любая твердая и маленькая вещь. Количество всех камней предположительно 301, даже несмотря на то, что традиционные суконные доски 17х17 (я видел одну 15х15) имеют только 289 пересечений. Заметьте что 289+12=301 (у Белых 151 камень). 12 начальных камней важны в системе Бон. В году 12 месяцев и (квадратный) город Олмолунгринг - эквивалентный Буддистской Шамбале или Шангри-Ла - имеет 12 дворцов. Доска становится миниатюрным изображением Времени двигающегося вокруг квадратной Земли, в стиле квадратно-досочных игр во всем мире. Но такой вид доски точно не является измененным "duo-decimo календарем" как утверждал чемпион среди непрофессионалов и исследователь Ясунага Хаджими в статье о северной Йин династии Китая (1384-1112 BC). (Примечание 8.)

Различие в величине камней предоставляет дополнительное свидетельство о разделении Китайского и Тибетского Го. В очень неполном наборе камней в полную величину (примерно 20 всего), который я видел в музее Дунхуанга, два черных камня были больше обычных, а все остальные маленькие, как в Тибетской традиции. С другой стороны, камни игры Го, изображенной на миниатюрной похоронной доске, которую я видел в Нью Делийском музее в Индии, также из эры Танг, были одинакового размера, также как "могильные камни" династии Хан.

Такие же, как Китайские камни, с одной стороной плоской, а другой круглой. В старом Сиккимесе, в наборе который я видел, некоторые белые камни были похожи на лунные камни, но большинство камней были такими же, какие можно увидеть сейчас в хорошем Китайском наборе из Юннан. Черные камни отсвечивали тёмно зелёным при падающем на них свете. Хотя и белые, и чёрные камни делались из стекла, или мрамора, традиционно они делались по секретным рецептам, которые местные называли "плавленый сухой камень" - не мрамор и не стекло. Возможно, некоторые белые камни были потеряны и заменены, или возможно лунные камни были из более старого, более примитивного набора.

Игроки выбирали Чёрные или Белые камни, катая их способом, напоминающим Таоистский способ разговора с духами. Некоторые комбинации плоских и круглых сторон значили разные вещи. Белые ("хороший" цвет, но не обязательно лучший игрок) ходят первыми и получают половину очка за старание (таким образом, белые выигрывают при ничьей). Гандикапы даются в очках, а не дополнительных камнях. Бо, если захвачен, считается как одно очко, как обычные камни.

Игра всегда начинается в углах и вы должны играть в пределах одного пересечения с предыдущим ходом, или Бо (ход конем возможен) (!) Центральное пересечение стоит пять очков и если Вы теряете два угла (точки 1-1) и оппонент удерживает свои углы, Вам начисляется 20-очковый штраф (!!). Незнание этой детали принесло мне проигрыш единственной игры, которую я смог сыграть по этим правилам. К сожалению, я не мог записать ее и мне было затруднительно перевести детали правил.

Учитывая эти правила, посмотрите, что вы думаете об игре, которую Файрбайрн перенес из старой фотографии.

Игра будет добавлена (См. Примечание 9.)

Мои информаторы сказали мне, что было бы слишком поспешным по записи этой игры определять, какой был уровень у игроков. Они также заметили, что "все по-настоящему хорошие игроки, которые могут продумать 15 ходов вперед, ныне мертвы".

Мои информаторы добавили к списку Яна много других правил, обычаев и названий которые могут выглядеть странными для нас, но только дальнейшие исследования могут сказать были ли они используемы вне Лхасы. Например, Ян рассказывает о знаменитых "играх языков" в которых противники соревновались, ставя свои камни:

Это мышь - она будет обедать в твоем доме

Это кошка - она схватит мышь.

Это кролик - он будет делать дырки под тобой

Это орёл - он схватит кролика

Это леопард - он так силён

Это тигр - у него равная сила (Примечание 10.)

Ян противопоставляет эти живые диалоги безмолвным "разговорам руками" и "безупречным разговорам" седьмого века Китайского вей чи. (Примечание 11.)

Также в противовес Китайскому и Японскому Го, где изобилуют буддийские имена, тибетцы используют названия животных для различных форм. "Как рыба" двуглазая угловая форма. "Как олень самец (с торчащими рогами)" другая угловая форма. Вы можете "Съесть щенка" (взять камень противника) и "перерезать его глотку" (сломать соединение).

В Монгольском Го, большие камни называются "быки", а маленькие "собаки". Смысл, как Ассия Попова описывает в интересном трактате о Монгольских азартных играх, в том, что они окружают быков противника и пытаются защитить своих быков. (Примечание 12.)


Оглавление раздела. К соседним статьям:
ПРИМЕЧАНИЕ 1. |>
<| О ПРОЕКТЕ.

Проект клуба культуры Го "Территория", создан при участии Поваляева М., Малютина Д.В., Калинковицкого В.
При использовании любых материалов с сайта, активная ссылка на Игра Го в Тибете обязательна.