Игра Го в Тибете.
Практика и традиция
внутри Буддизма и Бон.

 

Навигация
Оглавление. Оглавление.
Алфавитный указатель.
Список тем.
Список статей.
Список тем по алфавиту.
Поиск по заголовкам.
Следующая статья.
Предыдущая статья.
К теме:
Аристократы.
Боги.
Бон.
Будда.
Буддизм.
Будущее.
Версии.
Время.
Горы.
Доска для Го.
Дуализм.
Игра Го.
Игроки.
Игры.
Идеи.
Изображение.
Индия.
Интеллект.
Интерес.
Информаторы.
Искусства.
Исследование.
История Го.
Камни.
Китай.
Китайцы.
Книги.
Колесо Времени.
Кости.
Кубик.
Культурная Революция.
Культуры.
Ламы.
Легенды.
Логика.
Мастера Го.
Монастыри.
Монахи.
Монголия.
Монголы.
Мусульмане.
Нарды.
Народы.
Период.
Персия.
Поле.
Понимание.
Понятия.
Поэзия.
Предсказание.
Приметы.
Принц.
Путешествия.
Путь.
Разум.
Рассказ.
Религии.
Священное.
Сикким.
Системы.
Соревнования.
Состояния.
Статус.
Статьи.
Стороны.
Страны.
Стратеги.
Стратегии.
Судьба.
Тибет.
Тибетское Го.
Тибетцы.
Традиции.
Удивительное.
Формы.
Шаманизм.
Шахматы.
Япония.

ГО И ТРЕТЬЯ НОГА БОН.

 

Важность Го в Китайской Буддийской традиции отражается в важности Буддизма в китайских терминах вей чи и идеях, таких как "ко" ("вечность", от санскритского слова "кальпа", принятого в Буддизме для обозначения чрезвычайно продолжительных эпох. Прим. Малютина Д.В.) и концепции снимания "27 покрывал невежества", которые скрывают "Истины Времени и Пространства". Таким образом, это любопытно, почему Буддисты Тибета запретили игру.

Хотя вей чи отнимает священное время, предназначенное для обучения, Ламы не запрещают все игры их монахам. Простые "детские и женские" игры такие как "пять в ряд" (называемая рендзю в Японии) были разрешены на досках Го. Также и игра с кубиками, называемая Са-Лам Нам Шак - индийская "змеи и лестницы" в которой участники (временно) соревнуются в "спасении" и "проклятье"... Было ли это продолжением зависти по поводу неумения хорошо играть в те дни, когда Буддисты впервые встретили Бон? Или это было что-то более глубокое?

Как культурные артефакты, игры отражают ценности тех народов, которые играют в них. Возможно, самое удивительное в Го то, что в него играют так долго, и оно было принято таким большим количеством религий и различных групп в Китае и вне его. Для людей, которые играли в Го в течении веков, оно было не просто времяпрепровождением, но делом, которое нужно осуществлять и, поэтому, - чем-то важным для того, чтобы обучить этому своих детей.

Перед тем как Буддисты начали играть в Го, эта игра приняла идеи пятого века д.н.э. "Школы Бинг Джа" - "Тёмный [путь]", или "Левой руки", Путь первых Таоистов Стратегов, таких как Сун Цзе и Сун Ву. Они думали что стратегии влияния и получения преимущества, ослабления и усиления Инь и Ян в течении постоянного процесса изменения Вселенной, были такими же как и на поле Го. Эта особенность была драматически проиллюстрирована Японским драматургом 18-го века Чикаматсу в его "Битве Коксинга".

Конфуцианцы, которые вначале были против игры Го, по крайней мере в их письмах в течении периода Хань, прославляли достоинства игры после 3-5 веков н.э., когда поэзия стала легитимной формой искусства для описания чувств. Во время 5 и 6 веков, игроки в Го были вовлечены в политику из-за своих способностей. Во многих кругах считалось, что если один мог быть мастером в микрокосме, он обязательно мастер и в макрокосме. Во времена Мин, в средние века, Го стало одним из "четырех удовольствий" и "достижений" культивировавшихся среди интеллектуалов. Это отношение прослеживалось до уничтожения традиционной Китайской культуры в конце 19-го и начале 20-го веков.

В Японии, после похожего коллапса культуры Эдо, Го не только сохранилось, но процветало, стало массовым спортом, совмещая интересы игроков-бизнесменов, которые научились ценить уроки Го и использовать их в "разделении рынка" и хозяев газет, которые вызывали интерес к Го спонсируя профессиональные турниры, которые увеличили их продажи.

Коммунистический Китай, который изначально поддерживал Го, практически запретил "буржуазную" игру во время Культурной Революции, только для того чтобы воссоздать ее как "национальную" игру (и до недавнего времени продвигал ее как хорошее хобби при слишком большом количестве свободного времени, и как источник превосходного социального совершенствования). Позднее, в результате того что китайцы побеждали на международных соревнованиях, игра в Го стала очень уважаемой профессией и путём достичь богатства.

На западе Го теряет репутацию причудливой, связанной с традициями игры и приобщается к интересам растущей компьютер-интернет элиты. После того как "Биг Блю" победил Гарри Каспарова в шахматы, Го стало целью стратегов компьютерных игр и исследований искусственного интеллекта, а также темой растущего количества книг и фильмов (Примечание 13.)

Тогда как Го подходило системе понятий Бон? В соответствии с Намка Норбу, ведущим экспертом Бон, есть три "ноги" Бон: "Поэзия" (то есть управление словом); "Дух" (управление или медитация в мире духов) и "Разум" (понимание сути вещей). Мы видели случаи применения вей чи в двух первых областях, еще более интересна связь Го с третьей областью.

Отношение религии к играм часто необычно и сложно. Это не только потому, что игры это рекреационное действие, которое в традиционных культурах часто отмечает сезоны и важные события, которые сопровождаются ритуальными играми.

С более широкого ракурса зрения, игры включают в себя общую задачу решения конфликта. Изучение игр той, или иной культуры приводит нас к их религиозным взглядам на будущее - прибежище богов - и, таким образом, к тому как они понимали такие понятия как судьба, предсказание судьбы, азарт, случайности и возможности.

Например, как я говорил ранее, тут возможна критическая точка зрения при рассмотрении китайского мифа, в котором Император Яо обучал своего, так называемого "сына-идиота" (на самом деле "мятежного" или "непокорного") вей чи, в 2000 году до нашей эры. Возможно, изначальные формы этого мифа могли запечатлеть идею того, что посредством мастерства в стратегической игре, человек мог впервые посмотреть в собственное будущее - пытаться контролировать свою так называемую "судьбу" (Примечание 14.).

В до-мусульманской традиции есть похожая история об Индийском короле который изобрёл "нарды", игру с кубиками, чтобы показать что ничего не получается с помощью ума и способностей. Это было слишком односторонним, так что он (или министр) изобрел шахматы, чтобы показать, что успех приходит к разумным, а несчастье постигает невежественных. Но позже Мусульманские теологи поощряли игру в нарды, потому что игрок отдавал себя в руки Божии, в то время, как они в основном пытались запретить шахматы потому, что игроки пытались перехитрить Бога в зависимости от их судеб на доске.

С другой стороны, в средневековом Христианском мире, монахи могли играть в шахматы, потому что Бог дал человеку силу рациональности, которой нужна тренировка. Играть в кости считалось обычно приглашением Дьявола в виде "Шанса" в жизни.

Последователи Бон не имели Бога, и в нашем понимании, вероятно, не имели богов (Как их нет и в Буддизме, прим. Малютина Д.В.). Их цельной системой был дуализм, возможно, взятый из Ирана. Была постоянная война между "Чёрными" и "Белыми" и между "Хорошим" и "Плохим", и ни одна из сторон никогда не побеждала. В любой момент времени есть баланс, который пронизывает вселенную. Тибетское "Великое колесо времени" (Калачакра - это отдельное учение проникшее в тибетский буддизм и индуизм, в котором, вероятнее всего, оно и зародилось. Прим. Малютина Д.В.) отражает эту идею. "Финальная" победа, когда "Хорошие Короли" выйдут из города Олмолунгринга, только начало следующего поворота. Знающий человек из Бон может вычислить этот баланс. (Используя слово "вычислить", а не, например: "определить", возможно, автор статьи намекает на вычисление результата при окончании игры в Го. Прим. Малютина Д.В.)

В истории о мальчике, играющем с самим собой, кто взял "Чёрных?", это не была "Смерть" (как в фильме Бергмана о шахматах: "Седьмая Печать") или Дьявол (как в некоторых научно-фантастических шахматных историях) и не был (собственный) "невидимый противник", как в рассказе Олдоса Гексли. Мальчик и его мама не искали "знак" или "предсказание судьбы" в нашем понимании мира. Они пытались найти условие вселенной. "Бог" был внутри них.

Таким же образом шаман мог "танцевать", влекомый силой большей чем он, - камни "играли мальчиком". Не имело значения, была ли это игра управляемая случаем или умением - он мог бы бросать кубик с тем же успехом. Но это также не было мусульманским фатализмом. Его будущее не было предрешено. Игра была всего лишь другой частью флуктуирующей совокупности цельной системы Вселенной.

В этих условиях "постоянного настоящего", выигрыш Чёрных указал бы на то, что это был "Злой Период". Чёрные были цветом смерти и плохих дел, дикости, диких яков, подземного мира, тени и теней, ночи и.т.д. Выигрыш Белых показал, что это было "Хорошее Время". Белые представляли рассвет, вершины холмов, свет, звёзды, Луну, прирученных яков (скрещенных с коровами), и цвет камней которые люди кладут на крыши своих домов.

Логика событий 17-го века, таким образом, стала более понятной. Победа Монголов в Го была только знаком плохих времён - это не было предзнаменованием в том понятии, что оно могло сделать игру в Го несчастливой. Фактическая победа, или поражение в игре использовались в этом священном понимании, и хотя это называлось "гаданием" на английском, на самом деле оно не было таковым. Это было лишь отражением состояния настоящего положения "Колеса Времени". Об этой ситуации Фарсы (Персидские дуалисты живущие теперь в Индии) (Это последние сохранившиеся огнепоклонники, бежавшие некогда из Персии от мусульманских царей. Фарс = Перс. Прим. Малютина Д.В.) сказали мне: "Человек делает как можно лучше то, что может". Можно увидеть, как это мироощущение может быть враждебным Буддийской структуре сознания. Оппонируя Бон, Буддизм фундаментально антидуалистичен и является религией "спасения". Несмотря на тот факт, что Тибетская форма религии использует оракулов, основополагающее послание заключается в том, что ты можешь "выиграть", если в тебе есть достаточно веры. Фундаментальное чувство Бон в том, что ты можешь постигнуть, только если способен выиграть.

Учитывая Буддийскую систему жёсткой иерархии монастырей, которые по экономическим причинам объединяли в себе энергию (и аппетиты) четверти мужской популяции [Тибета, фокусируя её] на изучении писаний без других мировых забот, не удивительно, что Буддисты запретили такую игру Бон, как Го. Тут не было психологического места для отвлекающих, соревновательных игр, навыков, которые могли быть использованы (или угрожали бы) в том, что могло бы дать игрокам понимание состояния Вселенной.

Приземлённая аристократия, хоть внешне и была буддистской, не имела таких возражений, но не потому, что они были под влиянием Бон. Мои информаторы сказали, что они не играли на 15-ый день 4-го месяца, как было сказано, потому что это был Буддистский праздник, но они конечно не испытывали угрызений совести играя в Го в другое время. Было скучно всё время думать о своём спасении. Более важно то, что они могли также играть в Го на деньги. В семье Сиккимисэ были легенды о мусульманских торговцах, которые с энтузиазмом играли с их предками. (В то время как мусульманам запрещено было играть на деньги, всегда были "подарки" которыми они обменивались, когда уходили.) (Примечание 15.)

Также, для аристократии, игра имела статус, потому что ее менее интеллектуальные члены не могли хорошо играть, монахам было запрещено, а низшие классы не имели времени для понимания сложностей игры. Более важно то, что это также подходило их утончённому чувству символизма. Рядом с контрастирующим тьмой и светом тибетским ландшафтом, был контраст белизны их костей лежащих в темноте их тел. В их самых важных легендах о возникновении людей сказано, что первые люди были окрашены в белое и чёрное.

*************************


Оглавление раздела. К соседним статьям:
ДОСКА ДЛЯ ИГРЫ В ГО. |>
<| ГО В СИККИМЕ. ПАРТИЯ КРОН ПРИНЦА СИККИМА ПО ТИБЕТСКИМ ПРАВИЛАМ ГО.

Проект клуба культуры Го "Территория", создан при участии Поваляева М., Малютина Д.В., Калинковицкого В.
При использовании любых материалов с сайта, активная ссылка на Игра Го в Тибете обязательна.