Игра Го в Тибете.
Практика и традиция
внутри Буддизма и Бон.

 

Навигация
Оглавление. Оглавление.
Алфавитный указатель.
Список тем.
Список статей.
Список тем по алфавиту.
Поиск по заголовкам.
Следующая статья.
Предыдущая статья.
К теме:
Аристократы.
Белые.
Битвы.
Борьба языков.
Буддизм.
Быки.
Версии.
Власть.
Войны.
Время.
Генералы.
Далай лама.
Династии.
Доска для Го.
Игра Го.
Игроки.
Игры.
Истории.
История Го.
Календари.
Камни.
Королева.
Король.
Ламы.
Легенды.
Линии.
Министры.
Монголия.
Монголы.
Мусульмане.
Народы.
Образ.
Победитель.
Поле.
Приметы.
Принц.
Птицы.
Собаки.
Тибет.
Тибетское Го.
Тибетцы.
Точки.
Традиции.
Царства.
Шахматы.

НЕСКОЛЬКО ИСТОРИЙ О ТИБЕТСКОМ ГО.

 

Ченг описывает обычай игры в Го в одном из древних царств Тибета, известный как "войну языков". В то время как игрок ставит камень, он должен составить фразу в предопределённой манере, предназначенной для показа того, насколько быстро он думает. Скорость очень важна здесь. Например, если первый игрок ставит первый камень, он может начать остроумную фразу со слов "Это кролик", второй должен ответить, в то время как он ставит свой камень со словами "Мой камень лис", первый игрок продолжает: "Это пантера", второй: "Это тигр" и так далее… Мне кажется, тут утеряно что-то при переводе - возможно строчки должны рифмоваться, или начинаться с той же буквы в Тибетском языке.

Ченг говорит, что игра была на самом деле популярна только среди аристократии. Все Тибетские короли любили играть, есть много историй об этом в народных легендах. Он упоминает одну из них, о короле, который был мудрым, крепким и очень сильным игроком в Го. Но он также замечательно играл в "войну языков". Во время игры в Го он дискутировал о важных делах королевства со своими главными министрами в форме "войны языков".

Он имел преимущество в том, что он держал птиц, которые могли подражать речи. Он разрешал им летать вокруг и подслушивать, и слушал их щебетанье, когда они возвращались. Таким образом, он обнаружил, что его королева готовит заговор. Король позвал королеву сыграть с ним в Го и во время их "войны языков" он использовал чрезвычайно умные слова, которые подразумевали упрёк королеве, если она его когда-нибудь предаст. Королева была пристыжена и покраснела. В середине игры она пожаловалась на плохое самочувствие и поспешно ушла в свои апартаменты.

Вслед за этим, король внимательно анализировал слова, которые она использовала во время "битвы языков". Убежденный в ее предательстве, он повторил ту же уловку на следующий день, снова с помощью своих птиц, и, в конечном счете, поймал королеву в признании своей вины.

Есть другая история о том что после того как династия Гтсанг захватила Тибет в первый раз в 17-ом веке и пыталась подавить Буддизм, Далай Лама заключил секретный пакт в 1641 с Монгольским генералом Гу-шри Ханом, лидером племени Кошрут, в результате которого, Гу-шри прогнал Гтсанг. Но Монголы решили остаться в Тибете под властью преемника Гу-шри, Лха-бзанг Хана, с Лха-бзангом королём и Далай Ламой духовным лидером. Договор работал и поддерживался в мирное время. Но когда Лама умер в 1679, его верный слуга Сангс-ргуя-мтшо скрыл этот факт на время поиска следующей реинкарнации Далай Ламы (душа умершего должна была переместиться в тело ребёнка) и назначил себя министром-регентом от имени Ламы. Отношения с Лха-бзангом стали напряженными, но так как у них у обоих была сильна военная поддержка, они, в конце концов, решили сыграть публичный матч из трёх игр в Го, где победитель получал власть в Тибете. Лха-бзанг Хан победил и впоследствии убил Сангс-ргую ргиа-мтшо в 1705.

Для крайне суеверных тибетцев Го тогда стало приносящим несчастье, и игру запретили в народе, хотя она осталась популярна среди аристократов. Это была их традиция, во время фестиваля "Игр в саду" на 15-ый день 4го месяца Тибетского календаря, приглашать друзей в свои декоративные сады, там обедать, петь, плясать и играть в игры - считая Го самой важной игрой.

Относительно того факта, что Го было известно Монголам, интересно сравнить описание их версии игры данное Асией Поповой. Она описывает примерно ту же игру, что и в Тибете. Название указывает на то, что она пришла в Монголию оттуда. Доска из серой или жёлтой ткани, на которой нарисована сетка 17х17 линий. Шесть точек отмечены чёрными точками и шесть белыми. Есть два вида камней: (а) шесть белых "быков" и шесть чёрных; (б) 144 чёрных "собаки" и 144 белых, меньших чем быки.

Игра состоит из двух частей, первая состоит из неизменной начальной подготовки вроде табии, (арабский термин, для начальной подготовки используемый в Мусульманских шахматах) в которой два игрока попеременно ставят чёрные быки на чёрные точки и белые быки на белые. Каждый игрок после этого окружает своих быков своими камнями. Эта подготовка разделяет доску на 12 зон эквипотенциального влияния и очень упрощает игру.

После этого она подробно описывает то, что во второй стадии игроки попеременно ставят "собак" на пустые пересечения, пытаясь создать глаза. После того, как камни были поставлены на доску, они не могут двигаться. Победителем является тот, кто окружает большее количество свободных полей.


Оглавление раздела. К соседним статьям:
О ПРОЕКТЕ. |>
<| НЕБЕСНЫЙ КУПОЛ, ЗЕМНОЙ КВАДРАТ.

Проект клуба культуры Го "Территория", создан при участии Поваляева М., Малютина Д.В., Калинковицкого В.
При использовании любых материалов с сайта, активная ссылка на Игра Го в Тибете обязательна.