Игра Го в Тибете.
Практика и традиция
внутри Буддизма и Бон.

 

Навигация
Оглавление. Оглавление.
Алфавитный указатель.
Список тем.
Список статей.
Список тем по алфавиту.
Поиск по заголовкам.
Следующая статья.
Предыдущая статья.
К теме:
19х19.
Астрология.
Астрономия.
Белые.
Время.
Далай лама.
Девять.
Династии.
Доска для Го.
Доски.
Запись.
Звездные пункты.
Зодиак.
Игра Го.
Игроки.
Игры.
Идеи.
Изображение.
Император.
Исследование.
Истории.
Календари.
Камни.
Китай.
Китайцы.
Книги.
Комплект Го.
Корейцы.
Корея.
Король.
Кости.
Культуры.
Логика.
Мысли.
Нарды.
Народы.
Партии.
Период.
Персия.
Понятия.
Правила Го.
Принц.
Птицы.
Пункты.
Путешествия.
Путь.
Размеры.
Сикким.
Системы.
Современное Го.
Стандарты.
Тенген.
Тибет.
Тибетское Го.
Тибетцы.
Традиции.
Ученые.
Формы.
Царства.
Черные.
Япония.

ДОСКА ДЛЯ ИГРЫ В ГО.

 

Партия в го предоставляет множество вызовов игрокам всех уровней. Научное изучение доски, на которой играются партии, открывает историю не менее захватывающую. Древнейшая найденная в Японии доска для го хранится среди сокровищ Шосоина (Официальный Храм-Хранилище), расположенном среди храмового комплекса Тодадзи в Нара, Япония. Это имперское хранилище содержит многочисленные и бесценные предметы, принадлежавшие императору Шому, который правил с 724 по 749 год. Доска имеет размеры 49 на 49 см при толщине 12.6 см. В целом древняя доска немного больше и тоньше современного стандарта: 45.45 см в длину, 42.42 см в ширину, при 18 см толщины. Верблюды, экзотические птицы и другие традиционные орнаменты Центрально-Азиатской инкрустации украшают доску по бокам. (Из-за красивых и переплетающихся персидских узоров на многих хранящихся здесь сокровищах, Шосоин часто называют "точкой назначения караванных маршрутов шелкового пути.") Камни на самом деле представляют собой бусинки, вырезанные из слоновой кости. Покрашенные в голубой и красный цвета, что резко контрастирует с белыми и черными цветами используемых сегодня камней, они инкрустированы прекрасными изображениями птиц, несущих в своих клювиках цветы. (См. Японский Императорский комплект Го.)

Доска из Шосоина содержит столько же линий как и современная доска для го: 19 на 19 линий с 361 пересечением. Что сбивает с толку, так это то, что в комплекте всего 300 камней. Почему на 61 камень меньше? Ученые бесконечно обговаривают и обсуждают этот вопрос. Задокументировано, что японцев с го познакомили корейцы. Древняя корейская доска для го имеет 17 на 17 линий с 289 пересечениями. Согласно корейским правилам того времени 17 камней выставлялись на звездные пункты перед началом партии. Доска из Шосоина также имеет 17 звездных пунктов, что на восемь пунктов больше чем у современной стандартной доски для го. Один из ученых предложил компромисное решение, согласно которому на доске нанесено 19 на 19 линий, но только внутренние 17 на 17 линий могли использоваться, оставляя две внешние линии без использования. Поскольку 300 камней достаточно для занятия 289 пунктов, это казалось практичным и удобным решением проблемы. Однако она оказалась куда сложнее. В Китае в Гейкьо ("Книге Игр") периода трех царств (220-280 года) четко указано, что доска для го имеет 17 горизонтальных и 17 вертикальных линий, что дает 289 пересечений, и для игры используются 300 черных и белых камней. Очевидно, что древние корейцы получили древнюю китайскую доску и камни. Тем не менее тысячу лет спустя в Бойу Сейраку Шу (Антология "Забудь Печаль, Наслаждайся Покоем"), в которой собраны записи партий, игранных начиная с периода трех царств, зафиксировано не что иное как партии, которые игрались на досках 19 на 19. Это расхождение в размерах доски с письменными правилами игры остается необъясненным.

В 1953 году в одном из захоронений в Китае была обнаружена доска для го, изготовленная из камня. На доске было нанесено 17 на 17 линий. Ученых это заинтересовало. Вскоре после обнаружения принц королевства Сикким посетил Японию с доской 17 на 17 и объяснил, что его учил игре его высокородный родственник из Тибета, который оказался не кем иным, как Далай Ламой. Ученые начали приходить в восторг. Согласно Ясунаге Хадзиме, хорошо известному критику го и одному из лучших игроков любителей этого столетия, тибетцы начинали играть партию с предварительного выставления на доску 17 на 17 шести камней. Правила игры сходны с современными. Единственное различие состояло в том, что накаде не разрешалось; другими словами, вы не могли немедленно сделать ход в территорию, на которой только что были захвачены ваши камни. Вместо этого вам следовало играть по правилу, похожему на правило ко: сделать хотя бы один ход где-нибудь еще перед тем, как делать накаде.

Согласно исследованию Ясунаги тибетцы отразили в своей концепции доски для го идею Зодиака. Части доски соотнесены с Овном, Тельцом, Близнецами, Раком, Львом, Девой, Весами, Скорпионом, Стрельцом, Козерогом, Водолеем и Рыбами. Когда вы выставляете 12 камней на доску 17 на 17, разделенную согласно знакам зодиака, между каждым камнем будет интервал в три пункта. Три было священным числом в древних аграрных культурах Израиля, Вавилона и Тибета. Заметьте, что этот интервал в три пункта отличается от интервала в 5 пунктов, который получается при игре на доске 19 на 19.

Лао Цзы четко дал понять, что три является священным числом:

 

Дао рождает одно,

Одно рождает два,

Два рождают три,

А три рождают десять тысяч вещей.

Все вещи, прислоняясь спиной к Тени (Инь), обнимают Свет (Ян), и дыхание (ци) пустоты приводит их к гармонии.

 

Теперь вы убедились, что настоящей игрой для го является зодиакальная доска 17 на 17? Подождите минутку, пожалуйста! Лао Цзы усложнил все еще больше, введя концепции инь и ян. Доктрина инь-ян неотделима от Ву Синг (пяти элементов): Дерева, Огня, Земли, Металла и Воды. Вселенная состоит из этих пяти элементов, поэтому пять тоже является священным числом. Стоит нам принять концепцию инь-ян, пять становится священным числом. Дважды по пять будет десять. Но на доске только девять звездных пунктов. В чем же здесь китайская логика? Ладно, один звездный пункт можно зарезервировать для одного и единственного императора. Следовательно священный интервал в 5 пунктов выдерживается между девятью звездными пунктами доски 19 на 19 с 361 пересечением.

Я собираюсь объяснить, как Ясунага проводит сравнение двух досок для го с использованием двенадцатеричной и десятичной систем счисления, астрономии и архитектуры. Сначала мы начнем с двенадцатеричной системы, системы измерений, использовавшейся древними аграрными культурами, которые играли в го на досках 17 на 17. Эти древние культуры планировали все составляющие их жизни, включая пахоту, сев и сбор урожая в строгом соответствии с изменением сезонов. Аккуратный календарь имел важное значение. Развивались астрономия и астрология, использовались звездные карты и календари. Однако для измерения времени по звездному календарю необходима была двенадцатеричная система. (Сегодня она используется для измерения окружностей и времени. Например, в часе 60 минут, в минуте 60 секунд, в сутках 24 часа, в году 12 месяцев, и т.д.) Поэтому логично, что их доска для го 17 на 17 использовала в своей основе двенадцатеричную систему и имела 12 звездных пунктов (см. Диа.1).

ДОСКА ДЛЯ ИГРЫ В ГО.

Однако, китайцам было неудобно играть на доске 17 на 17, потому что 12 звездных пунктов с интервалами между ними в три пункта не позволяли выделить на доске центральный пункт или тенген. Поскольку это было слишком оскорбительным, чтобы китайские императоры могли это снести, они предпочитали использовать доску 19 на 19, которая давала им девять звездных пунктов с девятым, расположенным на центральной точке доски, тенген (см. Диа.2).

ДОСКА ДЛЯ ИГРЫ В ГО.

Ясунага пришел к выводу, что тибетцы, должно быть, научились играть в го на доске 17 на 17 от теократической династии Шань (1520-1030 годы до н.э.). Во времена правления династии Шань доминирующее значение имела двенадцатеричная система, основанная на зодиакальном календаре. Однако в Китае после династии Чжоу (1066-256 годы до н.э.) светские царства постепенно перешли к более земной доктрине инь-ян и десятичной нотации из-за практической необходимости проведения измерений при строительстве каналов и городов. Эти последние создавались в форме не окружностей, а квадратов, где всемогущий император мог восседать над большими собраниями своих подданых. Могло ли это все быть вымыслом Ясунаги? Ему несомненно удалось вовлечь нас в путешествие мысли через время и пространство в поисках истоков доски для игры в го. Является ли это несбыточной мечтой? Даже если так, то это фантазия, исполненная неземной красоты и земного реализма!


Оглавление раздела. К соседним статьям:
ЗАМЕЧАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ИДЕЙ ПИТЕРА ШОТВЕЛЛА. |>
<| ГО И ТРЕТЬЯ НОГА БОН.

Проект клуба культуры Го "Территория", создан при участии Поваляева М., Малютина Д.В., Калинковицкого В.
При использовании любых материалов с сайта, активная ссылка на Игра Го в Тибете обязательна.