Игра Го в Тибете.
Практика и традиция
внутри Буддизма и Бон.

 

Навигация
Оглавление. Оглавление.
Алфавитный указатель.
Список тем.
Список статей.
Список тем по алфавиту.
Поиск по заголовкам.
Следующая статья.
Предыдущая статья.
К теме:
Белые.
Битвы.
Войны.
Вопросы.
Восток.
Время.
Геополитика.
Девять.
Деление.
Династии.
Доска для Го.
Законы.
Звездные пункты.
Звезды.
Земля.
Игра Го.
Игроки.
Игры.
Истории.
История Го.
Календари.
Камни.
Картинка.
Квадрат.
Китай.
Китайцы.
Книги.
Линии.
Логика.
Модель.
Народы.
Нации.
Небо.
Образ.
Партии.
Позиции.
Поле.
Понятия.
Правила Го.
Предсказание.
Проблемы.
Пространство.
Пункты.
Рассказ.
Стороны.
Страны.
Тенген.
Территории.
Точки.
Традиции.
Углы.
Философия.
Формы.
Царства.
Цитаты.
Черные.
Шахматы.
Экономика.
Япония.

НЕБЕСНЫЙ КУПОЛ, ЗЕМНОЙ КВАДРАТ.

 

Небо это купол. Вам тяжело в это поверить?

Нет, - с легкостью ответил Дэвид.

Земля это плоскость. В это вы верите?

После Колумба нет, - подморгнул мне Дэвид.

Но до Колумба она считалась плоской, - настаивал я. Я рассказал Дэвиду, что в те древние наивные дни до Научной Революции японцы, как и все народы мира придерживались этноцентрических взглядов. Они рисовали мир на квадратной карте с крошечными японскими островами в середине. Первая законченная история Китая, написанная Суме Ченом, зафиксировала, что мудрый царь Ю прорыл каналы для соединения рек на западе, построил дамбы для контроля уровня рек на севере, осушил большие равнины на востоке, отрегулировал приток рек в озера на юге. Всего царь Ю создал девять больших государств, открыл девять главных дорог, построил девять огромных дамб, возвел девять длинных мостов. Его достижения на плоской земле сияли как девять звездных пунктов на доске для го.

Более тысячи лет спустя журченскими племенами из Маньчжурии была создана династия Цзинь (1115-1234), когда они покорили и изгнали местную династию Сун в район нижнего течения реки Хуайхэ. Книга истории Цзинь, "Цзинь Ши", ясно указывает, что небо похоже на купол зонта, а земля - на доску для игры в го. Марко Поло открыл, что город Линьан, созданый династией Сун (1127-1279), был изумительно спроектирован и прекрасно построен в строгом соответствии с главным планом, и представлял собой квадрат 9 на 9, разделенный девятью горизонтальными и девятью вертикальными бульварами, похожими на деление доски для го.

Но на доске для го 19 бульваров, - запротестовал Дэвид.

Я был раздосадован. Ну откуда у него этот пунктик насчет точности? Я проигнорировал его замечание, привлекая вместо этого его внимание к доске для игры в го. В попытке ошеломить его я начал описывать географические пункты на доске.

Центральный пункт называется тенген. Вы можете видеть четыре угла и четыре стороны. Называя их по часовой стрелке, мы говорим правый верхний угол, правая сторона, правый нижний угол, нижняя сторона, нижний левый угол, левая сторона, верхний левый угол, и наконец верхняя сторона.

Ничуть не колеблясь Дэвид спросил: "А откуда начинается сторона?" Немного смущенный, я ответил, что не знаю.

Где заканчиваются углы, на какой линии, - продолжал Дэвид.

И снова я должен был признать: "Я не знаю!"

Не нужно и говорить, что Дэвид мне не поверил.

Послушайте, Дэвид, я знаю Ближний Восток, Средний Восток, Дальний Восток в таком порядке, но я понятия не имею, где точно каждый из них начинается и заканчивается! А вы?

Наша беседа перешла от технического обсуждения составных частей доски к философским вопросам метафор игры. Я рассказал Дэвиду о прекрасной книге, написанной Чо Чикуном, 9 дан, под названием "Магия Го" (Иши Прес, 1988). Чо начинает свою книгу со следующей цитаты графа Даниэля Пекорини и Тонг Шу из "Игра Вей-чи" (1929).

 

"Игра го символизует постепенное освоение нашей планеты человеческой расой. Ее стороны это побережья, омываемые морями и океанами. Углы могут сравниваться с островами или полуостровами. Части с большой прибрежной линией легче охранять. Центральная часть доски соответствует центру континентов, где жители не имеют выхода к морю."

 

Это красивый образ, - сказал я с восхищением.

Япония защитилась от Кубла Хана, а Англия от Наполеона благодаря их прибрежным линиям, - сказал Дэвид.

А как же центр без выходов к морю? Вы думаете, это Россия?

Посмотрим, - занял выжидательную позицию Дэвид.

Я продолжил, зачитав Дэвиду другой отрывок из книги "Игра Вей-чи" графа Пекорини:

 

"В начале людей было немного и семьи и племена получали всю землю, какую они хотели без необходимости в нападающих или защитных действиях. Они жили по закону природы. Но с ростом количества человеческих существ начались первые битвы за обладание лучшими участками вдоль рек и морских побережий. По мере развития партии и укрепления баз, начинается продвижение в ничейные земли. Окупация этих территорий производится при помощи живых форм."

 

Это он говорит об Американском Новом Свете? - попытался прояснить Давид.

Я думаю да, - ответил я.

Тогда образ не такой уж прекрасный.

Слишком много белых людей, недостаточно краснокожих индейцев, - предположил я, добавив, что нам лучше продолжать чтение, чтобы выяснить, что имел ввиду граф.

Когда партия заканчивается, заключаются мирные договора. Все территории на карте заняты. В одних местах мы находим большие или маленькие живые формы, которые несомненно отстояли свои земли, в других формы живут бок о бок, уважая права своих соседей, которых они не могут даже надеяться одолеть. В нашем мире мы не достигли состояния завершенности, который достигается в партии го.

Вскоре после написания этих слов графом Пекорини, люди познали Великую Депрессию, а затем начали Вторую Мировую Войну. Когда в 1945 году были подписаны мирные договора, достигли ли мы состояния законченности? Очень на то не похоже. Замечание графа Пекорини и Тонг Шу все еще в силе. Холодная война удерживала нас в своей ловушке еще 50 лет. Когда казалось, что холодная война начала таять, на нас нахлынула война в заливе. И опять мир вернулся к логике войны и менталитету шахматной партии, повторяя настораживающую схему. Аналогия, проведенная графом Пекорини между расселением людей по миру и разворачивающейся партией го, захватывающа и прекрасна. В действительности, Дэвид и я заметили, что эта мечта еще не была реализована и мир еще далек от ее осуществления.

Что бы вы сделали? - спросил Дэвид.

Давайте вернемся к моим теориям Иманиши, - ответил я.

Иманиши настаивает, что все живые существа нашли свои ниши в соответствии с влажностью, температурой, кислотностью, щелочностью, обеспеченностью кислородом и азотом, и прочим и могут благополучно сосуществовать в симбиотическом балансе. Человечество является единственным исключением. Даже с опозданием, можем ли мы найти что-либо кроме геополитики, чтобы решить свои проблемы? Когда великие гении вроде Ньютона, Эйнштейна или Дарвина делают новое открытие в науке, мир наслаждается свежей точкой зрения, что похоже на новую партию го.

Если мы посмотрим на мир с националистической точки зрения и с мнением, что есть только географическая карта, мы не можем предложить ничего лучшего, как положиться на модель проживания, основанную на игре в шахматы, которая разыгрывается на истерзанном поле битвы. Шахматоподобная конфронтация занимает израильтян и палестинцев долгие годы. Подобная ситуация назревает в Югославии и Руанде. Должна ли геополитика доминировать вечно? Что нам нужно, так это новое видение, то которое начинается с восприятия мира как пустой доски для го. И арабы, и израильтяне могут представить себя играющими вместе в новом общем рынке. Не спорю, в одночасье этого не достичь, но очень важно начать задавать себе такие вопросы.

Вы нашли новый подход к обустройству глобальной экономики? - спросил Дэвид.

Да, хотелось бы в это верить. Мы можем рассматривать го как новый подход к деловым отношениям и геоэкономике.

Но остальной мир все еще играет в воинственные шахматы. Вы несомненно в меньшинстве, - возразил Дэвид.

Поживем - увидим, - отказался уступить я.

На следующей странице той же книги Чо Чикун приводит еще одну цитату из Классики Го (1049), написанной Чань Ни. На этот раз речь шла о четырех временах года в настоящей китайской традиции, в которой Чи Хоу (Земную Плоскость) всегда сопровождает Тен Ен (Небесный Купол), что представляет вселенную в целом:

 

"Вообще говоря, при подсчете чего-либо все начинают с числа один. На доске для го триста шестьдесят пересечений плюс одно. Число один превыше всех и дает развитие другим числам, потому что оно занимает главнейшее положение и управляет четырьмя четвертями. Триста шестьдесят представляют число дней в лунном году. Разделение доски для игры в го на четыре части символизирует четыре времени года. Семдесят две точки по внешней линии представляют китайские недели из пяти дней согласно китайскому календарю. Баланс между инь и ян является моделью для равного раздела трехсот шестидесяти между белыми и черными."

 

Образ го кажется рассеянным среди пространства и времени. На доске для го у нас есть стороны и углы для земной плоскости и священные звезды, представленные девятью звездными пунктами (хоси), для небесного купола. Чо Чикун не использовал эти два конфликтующих начала, оставив их нам.

Теперь когда мы вернулись к проблемам земли и неба, Дэвид, что вы можете сказать как мой Первый Вице Президент по кадрам?

Я знаю, что камни го похожи на мужчин и женщин, и занимают пространство и время.

Точно, - подтвердил я.

Между небом и землей живут люди, взаимодействующие друг с другом. Подобно камням в го, они выставляются на доску при рождении и общество ожидает от них выполнения определенных ролей. Сюда могут включаться принесение пользы семье, компании, общине, нации и миру. Камень не может сделать пасс или исчезнуть. Он остается на доске для связи поколений. И действительно на доске для игры в го вы можете увидеть семейную историю по дням, педелям, годам, поколениям, представленным 180 жизнями, которые продолжают занимать свои позиции.

Стоило нам согласиться с таким выводом, как мы с Дэвидом почувствовали себя парой студентов, товарищей по комнате, которые проработав до поздней ночи вместе достигли гармоничного выполнения домашнего задания.


Оглавление раздела. К соседним статьям:
НЕСКОЛЬКО ИСТОРИЙ О ТИБЕТСКОМ ГО. |>
<| ИГРА ГО В ДРЕВНЕМ И СОВРЕМЕННОМ ТИБЕТЕ.

Проект клуба культуры Го "Территория", создан при участии Поваляева М., Малютина Д.В., Калинковицкого В.
При использовании любых материалов с сайта, активная ссылка на Игра Го в Тибете обязательна.